28 марта 2024
06.11.2007

Мотив сострадания не является основанием для освобождения от уголовной ответственности за убийство

В октябре 2007 года в своем доме в селе Евпраксино Приволжского района области скончалась 68-летняя гражданка Осипова. На протяжении длительного времени она сильно болела, практически не вставала с постели, и потому родственники доставили умершую в морг, не сообщив о ее смерти в правоохранительные органы.

Однако судебно-медицинское исследование трупа показало, что смерть Осиповой наступила вследствие отравления химическим веществом, предположительно ацетоном.

Сотрудники Приволжского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Астраханской области своевременно отреагировали на это сообщение и незамедлительно выехали на место происшествия.

Следственно-оперативной группе удалось установить, что на протяжении длительного времени уход за тяжелобольной Осиповой осуществлял ее сожитель Ж.Елемесов, 1940 г.р. Будучи допрошенным в качестве подозреваемого, он пояснил, что дал выпить Осиповой химическое вещество из сострадания: из-за болезни она постоянно испытывала сильную физическую боль и сама попросила его прекратить ее страдания.

Российским законодательством запрещена эвтаназия, и причинение смерти другому человеку влечет за собой уголовную ответственность. Мотив сострадания в таком случае может быть расценен лишь в качестве смягчающего вину обстоятельства.

В связи с этим Приволжским межрайонным следственным отделом было возбуждено уголовное дело, Жуваю Елемесову предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного по ч.1 ст.105 УК РФ («убийство»).

По ходатайству следователя Приволжским районным судом ему избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

Следствием отрабатываются и иные мотивы совершения преступления. В частности, опрошенные в качестве свидетелей соседи и родственники умершей пояснили, что Осипова никогда не высказывала желания побыстрее умереть, а вот ее сожитель неоднократно говорил о том, что уже устал ухаживать за лежачей больной.

Кроме того, по ходатайству следователя судом принято решение о проведении Елемесову стационарной судебно-психиатрической экспертизы. Следствием не исключается, что он страдает психическим заболеванием и нуждается в применении к нему принудительных мер медицинского характера.